В России одобряют все меньше и меньше автокредитов. По мнению участников рынка, это связано с двумя факторами. Первый — увеличение процентных ставок по всем кредитным продуктам после повышения Банком России ключевой ставки. Второй — рост среднего размера суммы автокредита из-за удорожания самих автомобилей. Вкупе это приводит к тому, что размер платежей стал непосильным и, по сути, заградительным для большинства потенциальных заемщиков. О том, как дальше будет развиваться рынок автокредитования, в материале 73online.
По итогам 2021 года продажи автокредитов на российском рынке превысили рекордные 1,1 трлн рублей, что почти в 1,5 раза выше результата 2020 года.
В феврале 2022 года, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), было выдано 70,4 тысячи автокредитов (на новые автомобили и с пробегом). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество выданных кредитов на покупку машин сократилось на 5,4% (в феврале 2021 года – 74,5 тысячи).
— Общее сокращение выдачи автокредитов стало следствием не столько ухудшения экономической ситуации в конце февраля текущего года, сколько продолжающегося дефицита новых автомобилей и запасных частей к ним, — говорит директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Средний размер автокредита составил рекордные 1,35 млн руб. Это на 4,8% больше, чем было зафиксировано в предыдущем месяце (в январе 2022 года – 1,29 млн руб.) и на 37,5% больше, чем в феврале прошлого года (0,98 млн руб.) «Средний чек выданных автокредитов непрерывно растет с весны прошлого года на фоне некоторого сокращения количества кредитов. Это объясняется длящимся более года дефицитом новых автомобилей в российских автосалонах, а также все более консервативной кредитной политикой банков. Влияние новых санкций на ситуацию в феврале еще не «вызрело» и серьезной роли пока не сыграло. Но уже в ближайшие месяцы этот фактор станет определяющим для кредитного рынка, в том числе по причине серьезного роста ставок. Скорее всего, мы увидим сокращение выдач, сравнимое по масштабам с «карантинным» падением», — поясняет Волков.
В первой половине марта одобрение заявок на автокредиты опустилось до рекордно низкого значения — 10%, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные НБКИ.
По мнению участников рынка, это связанно с ростом процентных ставок по всем кредитным продуктам, ужесточением банковского скоринга, снижением платежеспособности населения и ростом цен на автомобили в целом.
Мы рассмотрели ставки в банках Ульяновска по программам автокредитования.
Программы автокредитования банков, работающих на территории Ульяновской области*
* в таблице приведены ставки некоторых банков Ульяновска
Однако, как сообщили сразу в нескольких дилерских центрах, реально одобряемые ставки несколько выше заявляемых банками и варьируются в пределах 25 и даже 30% в зависимости от автомобиля.
Еще одна причина роста среднего размера суммы автокредита — повышение цен на сами автомобили. В результате размер платежей стал непосильным для большинства клиентов. «Люди просто не видят смысла переплачивать за автомобиль, ведь необходимость несколько лет платить проценты по кредиту сделает купленную машину «золотой», — говорит директор консалтинговой группы «ДСТС Бизнес» Дмитрий Цибизов. Он также отмечает, что сокращение объемов выдачи кредитов связано с ужесточением требований к заемщикам. «Банки понимают, что клиенты нерационально оценивают свои возможности по уплате кредита, люди не разбираются в финансовой грамотности, не имеют так называемой «подушки безопасности», которая сможет выручить в случае сокращения заработка или потери работы. Поэтому банки проводят более детальный анализ и дольше рассматривают заявки», — отмечает эксперт.
Стабилизация сегмента может занять от нескольких месяцев до полугода. Эксперты надеются, что ситуация на рынке урегулируется ближе к лету. «Как только игроки банковского рынка поймут, что положение стабилизировалось надолго, а не временно, то ставки, в том числе по автокредитам, будут снижаться. Это важно прежде всего и для самих организаций», — прогнозирует председатель правления Ассоциации российских банков Олег Скворцов.
По данным аналитиков «АВТОСТАТА», рынок продаж новых легковых автомобилей в феврале упал на 12% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, что тоже не способствовало сдерживанию уровня цен на автомобили в регионе. Только за первые две недели марта цена машин увеличилась на 20-30%. Аналитики говорят, что авторынок замер в напряженном ожидании: ни дилеры, ни дистрибьюторы не понимают, как выстраивать ценовую политику в нынешних условиях. «Не все автопроизводители закрывают производства, но у многих есть проблемы с компонентами, из-за этого некоторые даже не понимают, по какой цене продавать», — подтверждает Скворцов.
По мнению Цибизова, рост цен на автомобили продолжится, как и их дефицит, поскольку власти вряд ли смогут быстро применить какие-либо регулирующие инструменты на этот сегмент. «Помимо того, что сейчас на рынке есть кризис полупроводников, добавляется к этому еще и закрытие ряда автоконцернов. Поэтому объем предложений на рынке уменьшиться, а рост цен продолжится. Ситуация нормализуется, когда политический конфликт будет урегулирован. Люди ждут какого-то решения от властей, чтобы они повлияли на цены, но реальных рычагов воздействия на такие сегменты, как авторынок, пока не наблюдается», — отмечает Цибизов.
Сейчас многие клиенты банков надеются на кредиты с господдрежкой, при которой власти субсидируют процентную ставку. Однако глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что госпрограммы поддержания спроса на российские автомобили — льготного автокредитования и лизинга — возобновлять нецелесообразно. «Наверное, пока до конца не выстроится цепочка логистики и ритмично не начнется производство автомобилей, смысла запускать эту программу нет», — сообщил он.
Не стоит ожидать и новых акций и спецпредложений от самих банков и дилеров. Аналитики говорят, что для банков важны другие сегменты, автокредиты пока не актуальны, поскольку на фоне дефицита спрос на машины и так есть — нет необходимости его стимулировать. «Дилеры же больше делают акцент на акции своих сервисов, чтобы заработать, например, на замене комплектующих, масла и прочего», — рассказывает Цибизов.
По оценкам экспертов, автокредитование для граждан станет доступно только тогда, когда станет больше автомобилей на рынке, соответственно, цены снизятся. Специалисты поясняют: сейчас есть спрос, но нет предложений, как только начнется обратный процесс, можно будет приобрести автомобиль по доступной стоимости.
Участники рынка говорят, что на фоне наблюдающегося дефицита новых автомобилей и роста цен на них спрос клиентов сместился в сторону кредитов на подержанные машины: «Падение реальных доходов населения продолжится, что приведет к переориентации на более дешевые варианты».
— В силу продолжающегося дефицита комплектующих, введенных санкций, рынок переориентируется на выпуск отечественных автомобилей, возможно, что-то останется от корейских производителей. Что касается первичного рынка отечественного автопрома, то вполне могут появиться программы государственной поддержки. Но сейчас будет развиваться рынок вторичного авто, здесь цены значительно меньше, — комментирует Скворцов.
— По нашей статистике, на покупку автомобилей с пробегом даже до кризиса приходилось 54% сделок. Происходит так по нескольким причинам: выбор моделей и марок гораздо шире на вторичном рынке, можно купить более престижную марку авто по приемлемой цене, получить значительно лучшую комплектацию за те же деньги, — отметила гендиректор «Гринфинанс» Наталья Абдулаева.
Согласен с ней и Дмитрий Цибизов. По его словам, сейчас б/у автомобили быстро скупают, а количество объявлений о продаже, наоборот, сокращается: «Машина — не главная нужда у граждан, они предпочитают ездить на старом автомобиле. Тем более дилеры пытаются настраивать продажи именно подержанных автомобилей». Однако в дилерском центре «Взлет» предостерегают: машины со вторичного рынка дороже обходятся в ремонте, да и цены на различные запчасти выросли в 3-4 раза.
Изменения, которые сейчас происходят в сегменте автокредитования и в целом на рынке авто могут подстегнуть развитие альтернативных инструментов продаж, например, лизинга для физических лиц. Если клиент закредитован, то в оформлении займа на машину его могут ограничить, а вот в лизинг автомобиль дадут. Во втором случае нужно гораздо меньше документов, требования к клиенту мягче по сравнению с теми, которые предъявляют к заемщикам банки. Однако процентная ставка при лизинге, как правило, выше. «Лизинговые компании с большим удовольствием работают с физическими лицами и финансируют приобретение авто с пробегом, а процедура приобретения максимально упрощена», — подтверждает Абдулаева.
Цибизов, напротив, считает, что лизинг гражданам не особо понятен и удобен, тем более по нему высокая переплата. «Однако он всегда имел спрос, для кого-то он действительно станет альтернативой», — считает эксперт.
Отвечая на вопрос, стоит ли сейчас пытаться взять кредит, эксперты единодушно говорят о том, что лучше отложить этот вопрос до лета, поскольку в ближайшие месяцы в сегменте автокредитования вряд ли произойдут какие-то положительные изменения. При этом они подчеркивают, что в любом случае при покупке автомобиля в кредит гражданам стоит реально оценивать свои возможности по его погашению, а при выборе — учитывать все нюансы первичного и вторичного рынков.
Марина Иванникова
Источник новости: 73online.ru